Азбука вышивания

Подбор цвета вышивки

Подобрать цвет вышивки

Подбор цвета для вышивки

Одним из важных элементов художественной выразительности и смыслового содержания любого произведения искусства, в том числе и прикладного, является цвет. Цветовое решение изделия всегда подчинено общему замыслу мастера. Говорят, что нет плохих цветов, а есть их неудачные сочетания. Это правило должна знать каждая вышивальщица. Важно правильно подобрать фон, умело распределить цветовые пятна, правильно подобрать цветовую гамму, которая будет поддерживать основной цвет, и тогда узор заиграет, радуя глаз.
Любой школьник знает, что белый солнечный свет состоит из лучей с разной длиной волны, так называемого спектра волн. Самые длинные волны, воспринимаемые нашим глазом, у красного цвета, самые короткие — у фиолетового. Также известно, что предметы, на которые падает солнечный свет, часть лучей поглощают, а часть отражают. Отраженные лучи и дают нам возможность увидеть цвет предмета. Например, только что выпавший снег отражает почти все лучи, а черный бархат почти все поглощает.
Только Солнце обладает самым полным, ярким и богатым спектром, и благодаря ему мы воспринимаем окружающий мир во всем многообразии его красок. Если бы Солнце вдруг остыло до температуры пламени костра, то из его спектра ушли бы фиолетовые, синие и голубые цвета, а без них мир стал бы скучнее. Зато в спектре Луны наиболее интенсивны зеленые и голубые лучи. Потому лунной ночью помимо белых наиболее заметны светло-зеленые и светло-голубые предметы, а красные кажутся серыми и черными. Общее солнечное освещение, характерное для того или иного времени дня, сближает предметы по цветовым оттенкам.
Лучше понять и использовать особенности цвета, в том числе и в декоративном искусстве, помогает наука о цвете — цветове-дение. Надо сказать, что цвета спектра всегда следуют в определенной последовательности, и мы научим вас тому, как быстро запомнить очередность цветов. Существует детская считалочка, в которой каждое слово начинается с буквы, соответствующей цвету спектра:
каждый — к — красный;
охотник — о — оранжевый;
желает — ж — желтый;
знать — з — зеленый;
где — г — голубой;
сидит — с — синий;
фазан — ф — фиолетовый.
Расположив эти цвета в круге в той же последовательности, можно заметить, что красный и фиолетовый цвет сомкнутся, мягко переходя друг в друга. Подбор цвета вышивки

Если в цветовом круге провести диаметр через середину красного цвета, то он пересечет зеленый цвет, который в цветовом круге расположен точно напротив красного. Эти цвета называются дополнительными. Проведя диаметр через середины синего и фиолетового цветов, можно легко определить их дополнительные цвета. Дополнительный цвет желтого — фиолетовый, у синего — оранжевый, а также наоборот (у фиолетового — желтый, у оранжевого — синий). При смешении дополнительных цветов получается серый цвет. Сочетание дополнительных цветов в декоративном произведении дает ощущение особенной интенсивности, яркости и насыщенности цвета.
Все цвета делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета отличаются только по светлоте, поскольку они бесцветные. Сюда относятся белый, серый, черный цвета. Хроматические цвета различаются по цветовому тону: красный, желтый, синий. Сюда входят все оттенки цветового спектра. Цвета второй группы делятся на холодные и теплые. Давно подмечено, что теплые и холодные цвета обладают пространственными свойствами. Холодные как бы удаляют от зрителя, а теплые приближают предмет. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) относятся к цветам, кажущимся ближе своего фактического положения, как бы выступающим. К отступающим, т. е. кажущимся дальше своего фактического расположения на плоскости, относятся холодные цвета: все оттенки синего, голубого, зеленого. Предмет, освещенный теплым светом, в тени обычно имеет холодную окраску, а на свету — теплую. Обратное наблюдается при холодном освещении. Однако часто можно видеть на освещенной теплыми лучами поверхности предмета холодные оттенки, а в холодных тенях — теплые. Светлые фигуры на темном фоне всегда кажутся больше, чем равные им по размерам темные фигуры на светлом фоне. Используя зрительный эффект теплых и холодных цветов, можно добиться впечатления глубины и изысканности в плоскостном изображении предметов, их объемного увеличения. В природе часто встречаются самые неожиданные сочетания красок, при которых передний план может оказаться по цвету холодным, а дальний — теплым. В вышитом изделии вообще могут отсутствовать красные, оранжевые и желтые краски, но все равно будет ощущаться присутствие теплых тонов. Происходит это потому, что при визуальном восприятии зеленое пятно смотрится теплым рядом с голубым, а голубое — рядом с синим. Следовательно, один и тот же цвет может казаться более теплым или более холодным, что зависит от соседних с ним красок.

На цветовой облик предметов согласно законам физики в значительной степени влияет воздушная среда. Цветовая окраска предмета по мере удаления от наблюдателя в значительной степени теряет свою интенсивность. Например, лес издали воспринимается нами как темно-синий, а не зеленый. Объясняется это тем, что воздушная среда задерживает и рассеивает часть фиолетовых, синих и голубых лучей, почти без помех пропуская все остальные. Почему утренние и вечерние зори окрашены в теплые тона? Потому что солнечный свет, пробиваясь сквозь толстые слои атмосферы утром и вечером, когда температура воздуха ниже, чем днем, теряет много холодных лучей. Отдаленная цепь гор кажется голубоватой, а снег на вершинах, освещенных солнцем, — розовым или синим. Это происходит благодаря тому, что яркий свет при отражении от белой поверхности лишается части коротковолновых лучей, причем их потерю не в состоянии возместить небольшая примесь голубого цвета, рассеянного в атмосфере. Следовательно, на расстоянии темные предметы принимают синие, голубые, фиолетовые оттенки, а белые предметы — желтые, оранжевые, розовые. Именно потому, что все предметы находятся в общей для них световой и воздушной среде и взаимно освещаются отраженным светом, мы и наблюдаем в природе гармоничное сочетание красок, удивительную цельность тонов и цветов.
Необходимо заметить, что сильно освещенные предметы кажутся увеличенными из-за окружающего их сияния — ореола. Лучше всего ореол заметен вокруг ярких источников света, иногда он бывает даже более насыщенным по цвету, чем сами источники. При подборе цвета в декоративном произведении нужно заботиться о соотношении не только тона различных частей орнамента, но также и фона, на котором их располагают. В декоративных узорах и орнаментах изделий цвета могут быть самыми различными: яркими и насыщенными, Где сочетаются темные и светлые тона, малонасыщенными, незаметно переходящими из одного тона в другой. Например, лимонно-желтый и ультрамариново-синий, оранжевый и голубой, карминовый (красный) и зеленый. Отметим, что близко расположенные цветовые пятна мы издали воспринимаем как одно целое. Это также результат оптического смешения, которое обычно называют пространственным. Если вы пристально посмотрите на синий лист бумаги, а потом на Е белый, то вам покажется, что он окрасился в оранжевый цвет. Если же вы переведете взгляд с синего листа не на белый, а на цветной, то окраска будет совершенно иной. Каждый раз при сосредоточении внимания на предмете определенного цвета возникает последовательный отрицательный образ, хорошо заметный на бесцветном фоне. Например, переведя взгляд с поверхности, окрашенной в красный цвет, на белую, мы увидим ее изумрудно-зеленой. Если же вместо белой поверхности будет синяя, она визуально изменится и станет голубой. Светло-зеленый цвет покажется более интенсивным и насыщенным, т. е. изумрудным, если мы, перед тем как взглянуть на него, посмотрим на дополнительный к нему красный. Это явление носит название последовательного контраста. Оно очень важно как в живописи, так и при подборе цветов при вышивании, мозаике. Повторим: если два дополнительных цвета граничат друг с другом, то каждый из них становится ярче. Это так называемый одновременный контраст цветов. Например, красный квадрат на зеленом фоне покажется ярче и чище по тону, чем на желтом фоне, потому что дополнительный (зеленый) цвет усилит яркость красного. Тонкие цветовые переходы лучше всего различимы, когда цветовая поверхность рисунка окружена фоном, близким к нему по светлоте. Чем больше площадь фона, тем сильнее его цвет и насыщенность влияют на цветовую поверхность орнамента или рисунка. Любая равномерно окрашенная поверхность кажется светлее у края, если она граничит с более темной поверхностью, или темнее, если рядом находится более светлая поверхность. Это явление называется краевым контрастом. Все вышеописанные явления особенно заметны при неярком, рассеянном освещении. Если использовать дополнительный нейтральный цвет (белый, черный или серый), то дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить. Например, между желтым и оранжевым можно ввести белый или серый цвета, между фиолетовым и красным добавить немного черного.
В любом виде искусства цвет служит прежде всего для правдивого изображения реальных предметов в реальной среде, помогая выявить самое важное и характерное в деталях. Естественно, подбирая цветовые соотношения в декоративной работе, необходимо учитывать назначение вещи, размер составляющих компонентов и их расположение. Однако, на наш взгляд, цветовое решение любой композиции может быть далеким от реальной жизни. Все зависит от художественного видения мастера, его неуемной фантазии, мастерства и, наконец, вдохновения и таланта, которые способны сделать его детище уникальным произведением искусства.