Азбука вышивания

Методика вышивки

Методика выполнения вышивки

Прежде чем приступить к работе над каким-нибудь изделием, его необходимо представить себе в целом, найти форму, определить размер и расположение орнамента, характер узора, природу цветовой гаммы. Лучше все это сначала выполнить на бумаге. Для чего? В процессе рисования можно изменить какие-то детали вашего замысла, оттенки цвета, форму фигур. Когда же вы окончательно определитесь со своим выбором, рисунок можно переносить на ткань.
Художественное решение декоративного произведения (его композиция) состоит из нескольких важных элементов, таких как творческий замысел, разделение плоскости холста согласно рисунку, определение его габаритов и форм, характер и расположение орнамента. При знакомстве с последним вначале используется наиболее простой прием построения композиции, при котором однотипные элементы орнамента равномерно повторяются, затем более сложный — использование по очереди элементов, различных по форме, размеру и цвету. Обычно принцип повторения определенной части рисунка используется при построении узора в полосе.
Методика вышивки

Этот принцип называется раппортом (повторением).
Расположить узоры в любой геометрической фигуре — квадрате, круге, ромбе, прямоугольнике — намного сложнее. Составление узоров такого рода требует определенных навыков и опыта, а также умения охватить взором всю плоскость орнамента. Для этого нужно выделить что-то главное: середину, края или углы. Можно выбрать другой вариант — разбить плоскость полотна на полосы или клетки. Если вы прислушаетесь к нашему совету и возьмете вместо гладкой ткани вафельное полотенце, то разбивать плоскость рисунка на квадраты не придется, так как они присутствуют в самой фактуре ткани.
В декоративных узорах соотношения размеров растений, цветов, птиц или человека могут быть изменены в соответствии с замыслом. Они зависят от формы и величины украшаемого изделия, расположения частей рисунка относительно фона, характера орнамента и многих других факторов. Поэтому в узорах народной вышивки изображения птиц, цветов, животных часто гораздо больше по величине, чем изображение человеческой фигуры. Изобразительные формы в вышивке лишены объема и видятся плоскими. Однако, владея определенными приемами техники вышивания и умело используя цветовую гамму, можно добиться визуального объема рисунка. Растения, животные, птицы и даже люди узнаются по отличительным чертам, линиям, силуэту. Техника вышивания крестом не стремится к точному изображению, она подразумевает размытость контуров, дает лишь характерные признаки предметов.
Иногда при взгляде на тот или иной узор или картину возникает желание повторить их в вышивке. Сделать это можно по счетной схеме. Схемы для вышивания или канву с уже нанесенным узором можно купить в специализированном магазине, останется только приобрести необходимые для работы нитки. Также можно самостоятельно разработать схему, используя специальные компьютерные программы. Тем, кто не владеет этим чудом современной техники, придется поработать вручную. Итак, вы выбрали понравившуюся картину, теперь возьмите кальку и нанесите на нее сетку в соответствии с клеточками используемой канвы. Необходимо максимально точно заполнить клеточки. Для увеличения или уменьшения мотива необходимо сделать на бумаге сетку, соответственно с мелкими или крупными клетками, и вписать туда имеющийся рисунок.
Используя готовые мотивы, можно составлять коллажи и целые картины. Порой достаточно вышить небольшой цветочек или ягодку, вставить изделие в рамочку — и получится прекрасный подарок или украшение вашего интерьера. Очень модно развешивать мелкие картинки с изображением цветов, бабочек или абстрактным рисунком в прихожей или спальне. Так почему же не вышить такие милые украшения для интерьера? А если захочется сменить картины, то из этих вышитых «холстов» можно сшить подушку в стиле пэчворк. Милые персонажи из детских мультфильмов подойдут как для украшения детских изделий, так и картин или подушек. Прежде чем начать вышивать, необходимо разметить ткань. Если мотив выполняется по центру, то достаточно определить центр ткани. Для этого следует согнуть ткань пополам вдоль и поперек и отметить место пересечения контрастной нитью. Чтобы легче было считать клеточки, можно разделить полотно на четыре равные части. Нанесение границ рисунка значительно облегчит работу. Также можно разметить ткань-основу нитью контрастного цвета на квадраты размером 10x10 клеток, как и на счетной схеме.
Когда нить заканчивается, ее нужно аккуратно и надежно закрепить. Чтобы закрепить нить без узелка, при первом стежке нить следует оставить на лицевой стороне, а затем закрыть следующим стежком. Аналогичным образом нить закрепляется и с изнаночной стороны. Закрепление нити с узелком можно осуществить следующим образом: завязать на конце нити узелок, а когда нитка будет закрыта несколькими стежками, узелок можно срезать. Конец нити закрепляется таким образом как с изнаночной, так и с лицевой стороны. Благодаря этому, шов никогда не разойдется. При замене нити в середине работы конец нитки нужно вывести на изнаночную сторону, а новую нить вывести из следующей точки. Старая нить благодаря этому закрепится. Иногда в процессе работы приходится переносить нить на другое место, вышивая какие-то детали рисунка на расстоянии б—7 крестиков друг от друга. Нить в таком случае следует протянуть с лицевой или изнаночной стороны. Перенесенная по лицевой стороне нить впоследствии закроется новыми стежками, и тогда изнаночная сторона будет выглядеть более аккуратно. Когда работа будет закончена, нить нужно вывести на изнаночную сторону ткани и протянуть через 3—4 соединительных стежка. Игла должна проходить, не задевая нити ткани.