Азбука вышивания

История вышивания История способов вышивания

История вышивания по ткани

Вышивка — завораживающее, удивляющее своей неповторимостью и глубиной творчество талантливых людей, которые сделали его настоящим искусством. Сейчас мы уже никогда не узнаем, что и когда впервые сумел перенести на ткань природные узоры олицетворяющие красоту нашей природы, любовь к детям, животным, птицам. Даже самая прочная ткань не может храниться вечно, поэтому ученым так и не удалось с точностью определить ремя появления вышивки. Предполагается, что самая древняя вышивка появилась примерно в III—V вв. В Древнем Египте выпивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани, чтобы сделать их наряднее, ярче. Когда в Индии научились делать легкую белоснежную хлопчатобумажную материю для праздничных одежд, то ее стали расшивать шерстяными, бумажными и золотыми нитями. Это шитье получило широкое распространение Иране, Турции, а также в Китае и Японии, где еще вышивали цветными шелками. В рисунках вышивки, переливаясь нежными красками, появлялись причудливые цветы и птицы, чарующие артины природы. Древнегреческий историк и географ Страбон писывает, как были поражены греки, увидев золотые, расшитые амоцветными каменьями азиатские одежды. На Алтае, в пазыыкских курганах III—V вв., в погребениях были найдены древне вышивки с изображением животных.

Славянская вышивка появилась много позже. Экспонаты выставок музеев датируются XVIII и XIX вв. Но скорее всего на Руси вышивка появилась раньше, так как сохранились свидетельства древних путешественников о том, что они видели на русичах вышитую одежду. В русских селах и деревнях холодными зимними вечерами издавна занимались вышивкой, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Каких только узоров не придумали за всю историю вышивки! Здесь и сказочные жар-птицы с горящими золотом хвостами, и древа жизни с молодильными яблоками, и необычные цветы из сказок, и изящные фигурки девушек, которые просят у Красного Солнышка любви и счастья. Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой. Узоры и цветовая гамма вышивки, естественно, были неразрывно связаны с бытом и трудом людей и сохранили древние представления о человеческой морали и моде.
Со временем вырабатывались определенные приемы вышивки, которые совершенствовались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все самое ценное. Постепенно узоры приобретали законченность, соединяли в единое целое орнамент и технику исполнения. Народная вышивка потому и считается народной, что отличается богатством и разнообразием технических приемов, неповторимостью узоров. В различных местах у разных народов в соответствии с особенностями их быта, местных и природных условий, национальных устоев со временем сложились свои характерные узоры, выработались излюбленные приемы техники вышивания. Различные нюансы встречаются иногда даже в одной области, например в Рязанской, где насчитывается около сорока разновидностей вышивок. На примере различных регионов рассмотрим, насколько отличаются друг от друга вышивки народов, населяющих эти земли.
Очень поэтично искусство вышивки народов Севера. Сказочны и фантастичны образы этих вышивок, от них веет древними легендами, сказками и поверьями. Вышивки и сейчас сохраняют традиционные многофигурные композиции, на которых ранее изображались женские фигуры, древа жизни в центре, а по бокам всадники или птицы. Орнаменты знаменитых вологодских подзоров часто изображают целые сцены, на которых встречаются изображения теремов с причудливыми крышами, резными оконцами, фигур сказочных барсов и других экзотических животных и птиц. Сюжетные вологодские подзоры XVIII—XIX вв. с тамбурной вышивкой по сетке (так называемым швом по письму) украшают изображения карет, дворцовых имений, кавалеров в шитых камзолах, дам в шляпах с перьями, одним словом рисуют сцены из богатой барской жизни, увиденные глазами вышивальщиц — бедных крестьянок. Издавна вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а этот цвет в народном представлении связан с Солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы людям, живущим в трудных климатических условиях. Поэтому все мотивы орнаментов так или иначе связывались с природными сюжетами. Симметричный крест означал светящее на все четыре стороны лучистое солнышко, ромб считался у северян символом плодородия. Все эти узоры являются узорами геометрического типа. Старинные вышивки на рубахах, концах полотенец, подзорах часто выполнялись тонкими красными линиями по белому холсту, которые дополнялись светлыми тонами шелков (зеленым, голубым, золотистым) и образовывали легкий и вместе с тем строгий ансамбль.
В южных областях сюжеты вышивки сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Хотя и здесь присутствует изображение женщины, стоящей в окружении либо оленей, либо коней, либо птиц и олицетворяющей образ родной природы, Матери Сырой Земли. Необходимо отметить, что мотивы узоров и орнаментов у разных народов могли быть различными, но образ Матери Земли всегда и везде был представлен в виде женской фигуры, дающей жизнь. Часто встречаются и узоры, напоминающие цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком живая гусеница. Благодаря умению и таланту мастеров при взгляде на такую вышивку создается впечатление, что шерстка ее и в самом деле завилась петельками и колечками. Надо сказать, что в свое время эти необычные узоры служили календарем. Фигурка, что вырастала на спине у гусеницы, указывала на время года, день посева или уборки хлебов, основные этапы всхода и роста озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот вышитый календарь. Двенадцать месяцев года изображались в виде шести лепестков цветка и шести ростков между ними. И долгие годы наши предки сверяли свою жизнь с такими календарями.
Вышивальное искусство народов Поволжья, как и других народов, было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего обихода. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей и мордвы. Их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и цвета. В городах мастерицы расшивали церковные облачения и мундиры, камзолы и женские платья. Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку диванов, кресел и стульев, подушечки и дорожки, скатерти и занавесы. В узорах они предпочитали не только букеты, но и целые гирлянды цветов. Вышивали вручную стальной иглой, крючком, а позднее и на специальных машинах, сконструированных в первой половине XIX в. Узоры выполняли шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой, золотой или серебряной нитью, а в ряде случаев — соломкой и волосом. В работе над праздничными одеждами применяли бисер и стеклярус, металлические блестки и монеты, жемчуг и каменья.
Поскольку Сибирь славится наличием дорогого пушного зверя, в вышивках этого региона преобладают меховая мозаика, аппликация из войлока и кожи. Различные национальные мотивы отражают природу и жизнь хантов, ненцев, чукчей, эскимосов, эвенков. В типичных сибирских узорах можно встретить орнаменты оленьих рогов, следов на снегу, изображения глухаря в полете. Имеют место мотивы солнца и дерева жизни. Вышивкой из меха, кожи и бисера охотники украшали свою одежду, коврики, охотничьи сумки, обувь. В орнамент вплетали амулеты в виде клыков, зубов, рогов различных животных.
В Заонежье, Новгородской губернии была распространена вышивка красным и белым тамбуром, цветочные узоры которой свободно заполняют поверхность подзоров, концы полотенец непрерывной вьющейся линией.
Во Владимирской, Горьковской, Орловской, Воронежской, Пензенской областях применяется вышивка и северного, и южного типов. Белая строчка, характерная для Севера, появилась и в Ивановской, и в Тверской областях, сочетание белой строчки с цветным ярким контуром — в Московской области и на Псковщине.

Саратовские мастерицы издавна успешно владели искусством тамбурной вышивки, легко скользящей по полотну в свободном рисунке. Под их умелыми руками на ткани рождались необычные узоры и затейливые рисунки экзотических птиц и зверей, женских фигур, олицетворяющих плодородие, изобилие и богатство. Вышивая узор, который любовно выполнялся в соответствии со строго определенными канонами, мастерица вместе со своим талантом вкладывала в него чудодейственную магическую силу. Считалось, что, перевязывая вышитым своими руками платком раненого воина, девушка могла быть уверенной в том, что он скоро поправится. На расшитых полотенцах и салфетках подавались хлеб и соль самым дорогим гостям в знак глубокого уважения и в надежде, что они принесут в дом мир и благополучие. Недаром эта поистине русская традиция сохранилась до сих пор. Нарядные рубахи с вышивкой готовились к сенокосу, жатве, свадьбе, Пасхе, Рождеству. С течением времени наряду с выполнением вышивки для себя (в приданое) ее стали делать на продажу. И в XIX в. стали развиваться народные промыслы, каждому из которых соответствовал свой неповторимый вид вышивки. Они отличались друг от друга использованием определенных швов или их сочетаний, излюбленных мотивов узоров и орнамента, цветовой гаммы и стиля.
В украинских народных вышивках традиционно присутствуют легкость и прозрачность узоров. Графика изображения орнамента, его растительный характер напоминают росписи народных мастеров по сухой побелке стен и печей. Такими швами украшены национальные украинские рушники. Причем цветовая (красно-белая) гамма остается неизменной.
Эстонские, латвийские и литовские народные вышивки отличаются многообразием форм орнамента и техники исполнения. В соответствии с национальными и культурными традициями народов Прибалтики в этих вышивках встречаются различные приемы гладевых швов, распространена и вышивка белым по белому.